Своеобразная по художественному облику, тамбовская вышивка еще в прошлом веке обратила на себя внимание любителей народного искусства и русской старины. Выполненная черным и цветными шелками с серебряной или золотой ниткой, она привлекала старинными мотивами орнамента, изысканностью сурового колорита и тонкостью техники.

Из дореволюционных изданий вышивкам Шацкого уезда Тамбовской губернии посвящена книжка С. Шаховской с предисловием Ф. Буслаева (Узоры старинного шитья в России, собранные княжною С. Шаховской. М., 1885.). В советские годы изучением тамбовской вышивки занималась В. Я. Яковлева, давшая подробный анализ различных узоров и техники их выполнения (В. Я. Яковлева. Тамбовская вышивка. Рукопись. Б-ка НИИХП. Материалы этой работы частично использованы в настоящей статье.).

Коллекции тамбовской вышивки, собранные в селах Чучково, Копнино и Мелихово Рязанской губернии, а также Моршанском и Кирсановском уездах Тамбовской губернии, хранятся в музеях Москвы, Ленинграда, Загорска, Тамбова, Моршанска, Рязани.

Тамбовская вышивка во многом не отвечает тому представлению о русской народной вышивке, которое сложилось у нас на основании многочисленных, довольно поздних образцов (конца XIX - начала XX веков), собранных в Рязанской, Тульской, Орловской, Калужской и других губерниях. Для последних характерна яркая локальная гамма тонов, контрастность цветовых сочетаний, сочная жизнерадостность общего художественного облика, нередко наивная пряничность в трактовке узоров. Такие вышивки можно было найти и на Тамбовщине. Но более старые местные образцы, относящиеся к концу XVIII - первой половине XIX века, производят совершенно иное впечатление. Они сдержанны и благородны, в их колорите преобладает не красный, а черный цвет. Правда, черные вышивки были известны и в Воронежской области, но там они выполнялись не шелком, а шерстью, и имели совсем другое построение орнамента.

Мы называем эту старинную вышивку тамбовской, однако ее истоки, судя по археологическим данным, следует искать севернее, в Рязанской земле.

Весь облик тамбовских вышивок, в особенности черных с серебром и золотом, чрезвычайно архаичен и, несомненно, сложился еще задолго до монгольского нашествия.

В Рязанские земли - бассейн среднего течения Оки - славяне-вятичи начинают проникать уже в середине I тысячелетия нашей эры, оттесняя коренных жителей края мордву-эрзю на Восток. В VII-IX веках проникновение славян усиливается, и они несут с собой уже сформировавшуюся культуру. Элементы этой культуры устойчиво сохранялись в Рязанской земле вплоть до XII-XIII веков, а некоторые остатки ее дошли и до нашего времени (См. А. Л. Монгайт. Рязанская земля. АН СССР, М 1961, стр. 139.).

Центром славянской культуры, ремесла и торговли стал город Старая Рязань, мимо которой по Оке пролегал важнейший торговый путь на Восток - через Волжские Булгары, вниз по Волге, на Кавказ и в Среднюю Азию.

Через Булгары... шли в Россию пряности, ароматы, шелковые материи, камни, атлас, шелк, драгоценные камни, золотые и Серебряные изделия... (Русские древности и памятники искусства, подаваемые гр. Н. Толстым и Н. Кондаковьм. Вып. V. Спб., 1897, стр. 24.). В этом списке далее упоминается также трунцал - золотая и серебряная нитка, широко применявшаяся для вышивки в Древней Руси.

Как показали материалы археологических раскопок, Старая Рязань не уступала по своему значению Киеву или Чернигову. И архитектурный облик ее и народное искусство тоже были близки культуре обоих этих древних городов. Однако здесь много местных своеобразных мест. Особенно отличались богатством оформления и высокой техникой работы ювелиров. В число художественных изделий Старой Рязани входили, очевидно, и вышивки.

В XIII веке Старая Рязань была уничтожена татарами, но остатки ее высокой культуры продолжали жить среди местного населения. Доказательством этого служат фрагменты ткани (датируемые XIV - XV веками), вышитые серебряными нитками, которые были найдены в Рубцовских могильниках на берегу Оки (А. Л. Монгайт. Указ. соч., стр. 193.).

В XVI веке Рязанское княжество перешло к московским князьям. Татарское иго было свергнуто и Тамбовщина начинает заселяться русскими. В 1551 г. был построен Шацк, в первой четверти XVII века постепенно заселяется Моршанский уезд, в 1636 году - заложен Тамбов.

С начала XVII века идет усиленная колонизация Тамбовщины. Туда шли сходцы с разных концов русской земли. Обширные угодья закрепляются за помещиками, которые нередко переселяют туда крестьян из своих старых имений.

В результате, в XIX веке на Тамбовшине, как и в других губерниях центральной черноземной полосы, создалась чрезвычайная пестрота и разнообразие народных костюмов, видов народного тканья и вышивок.

И среди этого многообразия довольно четко прослеживается тип вышивок черным и цветным шелком с металлическими нитками, занесенный переселенцами с границы Рязанской и Тамбовской губернии. Интересно отметить, что такие вышивки встречались почти исключительно в селах, где жили государственные крестьяне - потомки служилых людей (В селе Моршань-Лядовка, на границе Саратовской области, где жило много государственных крестьян, была собрана в 1904 г. В. П. Шнейдером одна из наиболее крупных коллекций тамбовской вышивки.). По местам, где бытовали эти вышивки, можно проследить, как постепенно служилые люди, поднимаясь вверх по течению Цны и ее притокам Выше и Кашме, попадали через волоки на р. Ворону.

В основном старинные тамбовские вышивки можно было найти в северной и восточной части губернии, но отдельные образцы обнаружены и в западной ее стороне. Вполне возможно, что область распространения тамбовских вышивок была в прошлом более обширной. Но к середине прошлого столетия эта вышивка уцелела лишь в немногих селах.

О том, что старинные вышивки шелками были связаны со старой рязанской культурой, говорит также большое сходство одежды тамбовских женщин с костюмом ряда районов Рязанщины. Шелками вышивали преимущественно головные уборы:

лопасти и очелья сорок (рис. 1), женские и девичьи полотенца (рис. 2), - наиболее древний тип славянского головного убора. На девичьих полотенцах - связках вышивка в виде квадратов или коротких прямоугольников располагалась на концах. Женские головные полотенца были шире, вышивка шла по краям довольно узкой полосой. Один конец полотенца заматывался вокруг шеи, другой, прикрывая сороку, свешивался спереди на лоб (См. фотографии из фондов Гос. Музея Этнографии народов СССР, изображающие женщин из сел Паревка и Балыклей Кирсановского уезда Тамбовской области. № 1046-45.).

В старину вышивками украшали также вещи, связанные с обрядом венчания: свадебные платки - косяки и ширинки. На платке, который складывался наискось, вышивку делали только в одном углу, на ширинке - квадратами по четырем углам. В старину вышивками украшали также вещи, связанные с обрядом венчания: свадебные платки - косяки и ширинки. На платке, который складывался наискось, вышивку делали только в одном углу, на ширинке - квадратами по четырем углам.

Тамбовская вышивка очень разнообразна по композиции узоров, расцветке и технике исполнения. Узоры из черного шелка, строгие и торжественные, перемежаются с многоцветными,  более нарядными и кудрявыми, то ковровыми, то с просветами фона. Черной ниткой намечен лишь тонкий контур орнамента, внутри же фигуры сплошь защиты цветными шелками (табл. 1а).

Тамбовские узоры выполнялись двусторонним крестом-швом, весьма редким в русской народной вышивке, известным еще только в верховьях Северной Двины, а также счетной гладью и росписью. Встречаются среди музейных   образцов   и сквозные вышивки шелками в технике цветной перевити.

В элементах тамбовского орнамента много общего с мотивами, типичными для русской вышивки вообще, особенно южно-великорусской. Здесь те же круги - простые ромбы, хряст - ромб, пересеченный двумя диагоналями, репей - ромб с продленными концами, ромб с крюками, косые кресты, меандр и его части, геометризованные изображения женских фигур (скоморохи), мотивы растительного происхождения; розетки, листья, елочки и сосновые ветки (вити сосновецкие).

Но, если геометрические узоры русской вышивки строятся в основном из ромбических форм, то в тамбовской вышивке преобладают фигуры квадратных очертаний. Есть в ее орнаменте формы, образованные двумя переплетенными овалами, а также мотивы, напоминающие лапы якоря. Основа этих мотивов - обобщенное изображение женских фигур.

Анализируя вышивки Шацкого уезда, известный русский ученый Ф. Буслаев пишет: Многое в них идет из дебрей азиатского Востока, из классических развалин Римской империи, из времен языческой Германии или же, наконец, из художественных преданий древнехристианского и византийского стиля (Узоры старинного шитья в России, стр. 1.).

Отдельные элементы орнамента русской вышивки - равносторонние кресты, восьмилопастную розетку - мы можем найти в искусстве Ближнего Востока, древнего Китая, Японии, Индии, античной Греции, дохристианской Европы, а позднее аналогичные мотивы встречаются в искусстве славянских, угро-финских и многих других народов. Однако поиски аналогий в элементах орнамента - мало продуктивный метод выяснения источников стилистического своеобразия того или иного вида народного искусства. Как показывает сравнение русских вышивок с вышивками народов Поволжья, из одних и тех же мотивов, по разному скомпонованных, выполненных разной техникой и данных в различном колорите, можно создать узоры, имеющие в каждом случае своеобразный художественный облик.

Одна из наиболее характерных особенностей тамбовских вышивок -центрическое построение композиции, вписанной в квадрат. Интересна аналогия тамбовских вышивок с коптскими тканями V-VII веков нашей эры (Е. Hemming. Das Textilwerk, Berlin, 1927., S. 8.) - их роднит черный, довольно плотный орнамент, а иногда даже сходство отдельных мотивов, например, веток, идущих из центра в углы квадрата, или переплетающихся овалов в ромбиках между этими ветками.

Но орнамент большинства тамбовских вышивок коврового типа, выполненных черным шелком с серебром, более спокоен и уравновешен. чем узоры коптских тканей. Многие тамбовские вышивки можно смело назвать классическими, так строги и безукоризненно отточены формы узоров, настолько ясна и логична их орнаментально-ритмическая основа. В этих густо зашитых небольших кусочках холста заключен откристаллизовавшийся веками народный художественный опыт.

Черные ковровые вышивки двусторонним крестом, бытовавшие почти исключительно в селах Чучково и Копнино б. Шацкого уезда, имеют очевидно, наиболее давнее происхождение (табл. 1б).

В этих произведениях наблюдается неразрывная связь между техникой исполнения и композицией орнамента. Как древний ювелир из крошечных спиралек проволоки создавал сложные узоры, где ветви и завитки повторяли округлость линий этих спиралек, так и вышивальщицы строили все части своего узора в едином ритме, подчиняя ему все от очертаний элементарной фигуры шва до композиции узора в целом.

Характерный для тамбовской вышивки двусторонний крест состоит из двух пересекающихся диагональных стежков, замкнутых в квадрат стежками, соединяющими их концы. То же сочетание диагонального креста и квадрата лежит в основе большинства орнаментальных фигур. Именно соразмерность мельчайших частей и целого создает то незабываемое впечатление, которое оставляют образцы искусства тамбовских вышивальщиц.

Некоторые ковровые вышивки построены на игре одних квадратных форм, взятых в разном масштабе; на других в квадрат вписаны по диагоналям фигуры более сложных очертаний. Диагональная направленность узора, вносящая элемент динамичности, смягчается спокойной по ритму каймой, где мотивы напоминают разделенный на части греческий меандр.

Часто вышивки имеют как бы двойной орнамент основной узор, выполненный двусторонним крестом черным шелком, и фон, зашитый золотой или серебряной ниткой. Такая орнаментальная равнозначность узора и фона еще более усиливает ритмическое начало тамбовской вышивки.

Узоры русской народной вышивки почти всегда помещены на белом фоне холста, ковровость ей мало свойственна. В. Я. Яковлева высказывает интересную мысль, что очевидно закрывать белый фон разрешалось только золотом пли серебром. В тамбовской вышивке это делается металлическими нитками, а в других областях, где ковровые вышивки встречаются главным образом на головных уборах - блестками.

Плотно зашитых, как бы кованых вышивок с черным узором, проступающим на серебряном или золотом фоне, сохранилось сравнительно немного. В большинстве тамбовских вышивок двусторонним крестом черно-серебряные квадраты даны на фоне холста и оживлены узкими красноватыми полосками, выполненными косой гладью или швом в елочку.

В ряде вышивок, главным образом, сел Кирсановского уезда, черным цветом намечен контур узора, а фигуры зашиты красно-коричневым шелком, иногда с добавлением шелка других цветов, золотых или серебряных ниток (таблица , и ). Эти вышивки более разнообразны, чем черные ковровые, но в их основе лежат также квадрат, ромб, косой крест и, если геометрические узоры обогащаются растительными и животными мотивами, то они подчинены той же основной схеме прямых и диагональных линий. В вышивке, показанной на таблице от центрального квадрата к углам широко раскинулись четыре листа, они тоже вписаны в квадраты и о их растительном происхождении напоминают лишь отростки по внешним сторонам. Между ними, по линиям прямого креста, помещен более мелкий и нарядный узор, состоящий из вытянутых шестиугольников (по местному яблоцки) окруженных небольшими ягодками. Элементы этого узора находят отклик в орнаменте каймы, состоящей из тех же длинных шестиугольников.

Встречаются среди кирсановских вышивок и плотные, выполненные двусторонним крестом разноцветным шелком-сырцом. То яркие и насыщенные, то приглушенные, они иногда слегка напоминают по мотивам орнамента, расцветке и фактуре дагестанские ковры (см. табл. 3а).

Вторая большая группа тамбовских вышивок исполнена счетной гладью. Наиболее оригинальные из них также происходят из сел Чучково и Копнино. Как и выполненные двусторонним крестом, эти вышивки плотно защиты черным шелком с серебром и золотом (табл. 4). Замена креста гладью повлекла за собой и иное построение орнамента,. другие приемы композиции. Гладьевые стежки, примыкая друг к другу, идут по ткани диагональными полосками. Весь орнамент в виде непрерывного фриза состоит из таких же одинаковых но ширине полосок, согнутых и кое-где соединенных под одинаковыми углами, прямые вертикальные линии здесь отсутствуют.

Орнамент, построенный на диагональных линиях, более динамичен, чем замкнутые в плотную ковровую рамку узоры, вышитые двусторонним крестом. Но непрерывное движение орнамента в вышивках гладью может продолжаться только вправо и влево: сверху и снизу ого ограничено то прямыми узенькими полосками, то более развитыми орнаментальными коймами. Такое фризовое построение, имеющее трехчастную композицию с симметрией по горизонтальной оси, вообще очень характерно для вышивок южных великоруссов.

Узоры некоторых вышивок счетной гладью на первый взгляд кажутся довольно сложными (см. табл. 4). Однако, если внимательно рассмотреть их, видно, что орнамент центральной полосы состоит всего из двух мотивов: схематизированных женских фигур - скоморохов, данных в зеркальном отражении и фигур, похожих на латинскую букву S, помещенных то вертикально, то горизонтально.

Тут, как и в черных вышивках двусторонним крестом, фон между фигурами, зашитый серебряной ниткой, не менее орнаментален, чем основной узор. В приведенной вышивке вообще трудно установить, какой узор главный - черный или серебряный. Техника шитья и композиция орнамента здесь также связаны между собой.

Различие техники вышивки двусторонним крестом и счетной гладью обуславливает и их фактуру: первые имеют зернистую поверхность, вторые - шелковистую, как атлас.

Многоцветные вышивки из б. Кирсановского уезда выполнены нередко тоже счетной гладью, имеющей в этом районе свои особенности. Узоры строятся из крошечных прямоугольников - гладь кирпичиком (Это образное, хотя и не народное название принадлежит В. Я. Яковлевой. Подобная техника вышивки была известна и в некоторых районах Тульской и Рязанской областей.), следующих по диагоналям ступеньками друг за другом. Фактура более зерниста, чем у черных вышивок счетной гладью.

В колорите всех цветных тамбовских вышивок ведущим является красный цвет, получаемый при крашении шелка-сырца корнем марены. Этот цвет сильно отличается от оттенков красного, - грубоватых, а подчас и крикливо-ярких, которые дают анилиновые красители. Цвет шелка-сырца, окрашенного мареной, при большой силе и звучности не резок, нежен. Теплый и глубокий, он как бы излучает неяркий свет. Марена дает самые различные оттенки красного; коричневатые, терракотовые, винно-красные, розовато-песочные. Все эти оттенки сочетаются в кирсановских вышивках со светло-охристыми, кремовыми, зеленоватыми, бирюзово-голубыми и объединены неизменным черным контуром.

Особенно выразительна по колориту одна из кирсановских вышивок, украшающая конец полотенца-рушника (табл. 5б). Узор широкой вышитой полосы-главного орнаментального пятна в общем декоративном комплексе тождественен орнаменту черной вышивки счетной гладью на табл. 4, но дан в два цвета, и мотив скоморохов, выделенный черным, главенствует над остальным узором, зашитым терракотовым шелком густого насыщенного тона. Верхняя вышитая полоса, менее сильная по цвету, удачно дополняет нижнюю своим мягким, тонко сгармонированным колоритом и более детально разработанным орнаментом, в котором, как и внизу, линии идут, в основном, по диагонали.

Своеобразна группа тамбовских вышивок, с изящным и легким узором, где контуры орнамента намечены тонкой черной линий шва роспись, а пространство внутри фигур зашито гладью цветными шелками. Эту группу одна из исследовательниц рязанской вышивки - М. Д. Малинина, связывает с селом Мелехове (Малинина .М. Д. Рязанская народная вышивка. 1939. Рукопись в б-ке НИИХП.), а В. Я. Яковлева - с Моршанским уездом, но подобные вышивки довольно широко были известны и в других районах. Они применялись, главным образом, для украшения женских головных полотенец, а также свадебных ширинок и платков (табл. , и ). На полотенцах вышивка шла по краю легкой узкой полоской, состоящей из маленьких ромбиков, квадратиков, розеток, соединенных тонкими, зигзагообразными линиями росписи. Излюбленный мотив тут - репей кудрявый - ромбик с попарно отходящими от его углов спиральками. На ширинках узоры располагались квадратами по углам (табл. , , , , и ), связанными иногда узорной полосой.  Иногда же, как на чувашских свадебных платках, расшитые квадраты с внешней стороны продлены коймами. Узоры, как и в вышивках на полотенцах, легкие, незагруженные, с большим количеством белого фона. Подобно орнаменту в вышивках крестом, они строятся из центра на пересечении двух прямых и двух диагональных линий, обогащенных всевозможными геометрическими и растительными мотивами. Черная линия росписи свободно рисует контур более крупных мотивов, которые расцвечиваются затем цветным шелком и прихотливо украшает весь узор мелкими, нарядными, как бы кружевными графическими фигурками: спиральками, крючечками, ресничками. Мягкие, скругленные очертания мотивов вышивки позволяют предположить, что выполнялась она не по счету нитей ткани, а по рисунку.

Почти полную аналогию таким вышивкам можно найти на старинных ширинках Каргополья, в Заонежье, на расстоянии более тысячи километров от Тамбовщины. Близка по технике и характеру узоров и ширинка из Архангельского краеведческого музея - редкий памятник русского вышивального искусства XVI века. Для объяснения сходства в вышивках столь далеких друг от друга районов можно сделать два предположения: либо это остатки какой-то очень древней русской культуры, занесенной переселенцами из Киевской Руси почти одновременно в Рязанскую землю и в Заонежье, либо результат более позднего влияния культуры Московской Руси XVI-XVII веков. Графическое контурное решение орнамента, обведенного гибкой черной линией, с последующей его частичной расцветкой можно найти и в других видах русского декоративного искусства, связанных с культурой Московской Руси XVII века - сольвычегодских эмалях и северодвинской росписи по дереву.

Среди вышивок с линейным орнаментом есть и типично местные тамбовские, - черные с серебром, но уже не плотные, как при вышивании крестом или счетной гладью, а более воздушные, похожие на полосу кружевной прошвы с металлической ниткой, положенной на холст (табл. , ).

В XVIII веке, судя по немногим дошедшим до нас образцам, вышивки цветными шелками, гладью и росписью были гораздо шире распространены, чем в XIX. Они бытовали не только у северных, но и у южных великоруссов, где были более плотными и состояли исключительно из геометрических мотивов с прямоугольными очертаниями. Примером такой вышивки может служить конец полотенца (табл. 10). Мотив ее орнамента - ромб с крюками на концах - очень похож на мотив вышивки одной из ширинок (см. табл. 6а). Но если последний дан в мягких округленных очертаниях и свободно расположен на фоне, то на полотенце он сильнее геометризован и скомпонован в плотную узорную полосу. Эта вышивка особенно ценна своим ярким сочным колоритом, сохранившим полностью первоначальную расцветку.

Еще одну группу тамбовских старинных вышивок составляют вышивки сквозные, исполненные по ткани, предварительно разреженной выдергиванием нитей. Некоторые из таких вышивок напоминают аналогичные по технике вышивки цветной перевитью на полотенцах и передниках Тульской, Калужской, Орловской и западной части Рязанской губерний, и мотивами орнамента, и техникой исполнения, и розовыми ткаными полосками, сопровождающими широкую вышитую полосу. Но вышивки других губерний, которые дошли до нас преимущественно в позднейших вариантах, часто выполнены хлопчатобумажными или шерстяными нитками, крашеными анилином. Тамбовские же вышивки, принадлежащие к более раннему времени, вышиты шелком, отличаются тонкими колористическими соотношениями и большой тщательностью исполнения.

Наиболее оригинален образец тамбовской вышивки цветной перевитью, приведенный на табл. 11. Колористическая гамма его острая и неожиданная. На фоне холста, сплошь затканного полосами брусничного цвета, выделяется неширокий сквозной орнамент, в котором, как и в других местных вышивках, активную роль играет черный цвет, красиво контрастирующий с золотистым и густо-розовым: две узкие полоски, вышитые крестом, выдержаны в той же расцветке.

Очень интересна и своеобразна строчевая тамбовская вышивка с мотивами больших цветущих кустов (табл. 12). Тонкие вертикальные стебли несут по пять цветков, из них два с черными лепестками, очерченными угловатыми спиральными линиями. Повторение этих выразительных по цвету и рисунку черных цветков создает зигзагообразный ритм узорного фриза. В противоположность строчевому узору, полному движения, орнамент сопровождающих его полос, построенный из квадратных мотивов, вышитых крестом, спокоен, статичен и уравновешен. Самая нижняя узорная полоса интересна своим цветовым ритмом - одинаковые мотивы даны то в терракотовом, то в черном цвете.

Узор, выполненный настилом цветной нитки по сплошь перевитой сетке, что свойственно старинным ярославским вышивкам, сочетается здесь с типично тамбовским орнаментом в виде сопровождающих полосок. Расцветка вышивки также характерна для Тамбовщины.

Рассматривая старинную тамбовскую вышивку в целом, мы найдем в ней ряд черт, роднящих ее с вышивкой соседних народов Поволжья: наличие во многих случаях черного контура, фактурность, сходстве некоторых швов и отдельных мотивов. По при всем своеобразии тамбовской вышивки она в основе своей русская.

В связи с тем, что Тамбовщина долгое время была одним из наиболее заброшенных и глухих углов царской России, она оказалась заповедником старинной народной вышивки. Там сохранился и совсем особый вид древнейшей черно-золотой и черно-серебряной вышивки, характерный только для Тамбовщины. и вышивки разноцветными шелками. Хотя цветным шелком вышивали раньше и в других местах, но к тому времени, когда начали собирать образцы народного искусства, эти вышивки уже почти исчезли. Все это придает тамбовской вышивке особую истерическую и художественную ценность.

Возрождение местной народной вышивки началось в 30-х годах. В вышивальной артели в селе Соломинка и ее филиале (с. Александровка) шили мужские сорочки, женские платья, скатерти, украшенные вышивкой по народным образцам. Но после Отечественной войны производство вышитых изделий в Соломинке прекратилось, артель стала выпускать ковры, а вышивка Александровки вообще потеряла всякую связь с местными художественными традициями.

В конце 50-х гг. вновь повысился интерес к декоративно-прикладному искусству; делались попытки возродить и традиции тамбовской вышивки. Большую роль в этом сыграла художница Н. Н. Сапожникова, сотрудник  Научно-исследовательского института художественной промышленности. Она сумела тонко почувствовать своеобразие старинных тамбовских узоров, найти в их художественном строе созвучность сегодняшнему дню и чутко передать характерную прелесть этих узоров в современных вышитых вещах. Сапожникова работала в тесном содружестве с техническим руководителем Александровской артели им. Розы Люксембург (ныне вышивальной фабрики) М. Е. Алеховой и мастером-вышивальщицей А. В. Балашовой.

В 1959 г. художественные промыслы РСФСР готовились к Всероссийскому смотру-выставке в Центральном выставочном зале Москвы - Манеже. Для этой выставки по рисунку Н. Н. Сапожниковой была выполнена большая уникальная скатерть (рис. 3). Орнамент ее выдержан в характерном для Тамбова колорите - в узоре, покрывающем значительную часть скатерти, сохранена ковровость вышивки, зернистая фактура; мотивы орнамента даже при большом увеличении не потеряли своей прелести. Скатерть, показанная сначала на выставке в Тамбове, а затем в Москве, вызвала восторженные отзывы посетителей, многие из которых впервые знакомились с этим видом русской народной вышивки.

Но затем развитие современной тамбовской вышивки пошло по иному пути. Стали делать небольшие вещи для новых квартир: простые и скромные по оформлению салфетки, дорожки, скатерти (рис. 4, 5).

Старинными тамбовскими вышивками, дошедшими до нас преимущественно в виде фрагментов, в отрыве от вещей, которые они когда-то украшали, мы можем любоваться как самостоятельными произведениями искусства - настолько закончена их композиция и ювелирна техника. Оценивая художественное качество современных вышитых изделий, следует прежде всего учитывать, что они создаются как часть оформления жилища. Складывающийся в наше время стиль жилого интерьера в его лучших решениях дает образ камерного, но не загроможденного пространства, где все подчинено удобству человека. Художественные изделия, радуя глаз, не должны утомлять его сложным орнаментом или пестрой расцветкой. Каждый предмет воспринимается не сам по себе, а в ансамбле с другими. Современные вышитые изделия украшены обычно довольно скромно, трудоемкие швы заменяются более простыми, общий декоративный облик вещи создается нередко сочетанием вышивки с цветной тканью.

Главная привлекательность тамбовских вышивок, созданных за последнее время, не в густом обильном узоре, а в тонкой игре линий скромного рисунка, хорошо найденных пропорциях между орнаментом и фоном, в изысканности колорита. Большую роль в художественном решении играет сама ткань, на которой выполнена вышивка - легкая редина из льняных крученых ниток. Ее простая, но благородная фактура, близкая к крестьянскому холсту, очень подходит для оформления современного жилища, где все остальные вещи сделаны в основном также из недорогих материалов: мебель - из светлого простого дерева, декоративные вазы - из грубой керамики. Кроме того, на редине легко вышивать по счету нитей, благодаря ясной структуре ее полотняного переплетения.

Из разнообразного наследия узоров тамбовской старинной вышивки художник выбирает сейчас наименее сложные мотивы и либо строит из них орнамент в виде узких окаймляющих полосок, либо располагает их на изделии в определенном ритме. Более узорные полосы сочетаются с узкими, гладкими, как бы привязывающими первые к ткани и слегка акцентирующими края изделия.

В отдельных случаях применяются квадраты сплошной ковровой зашивки, как в старинной вышивке, но менее загруженные по орнаменту и, кроме того, окруженные большим свободным полем ткани.

Вышивку крестом часто сопровождают узкие мережки. Это разнообразит фактуру орнамента и облегчает цветную вышивку. Ту же роль играет узкая бахромка, которой нередко обрамляются небольшие салфетки.

В современных узорах сохраняется характерный для старинной тамбовской вышивки колорит - черный или черный в сочетании с темно-красным и небольшим количеством других цветов. Серебро и золото заменяется нитками мулине соответствующих оттенков. Цвет ткани, преимущественно кремовый, мягко и спокойно оттеняет вышитый орнамент.

Иногда звучные тона зеленого, лимонного, алого вводятся в вышивку совсем крошечными пятнами, и тогда они горят на фоне окружающего их черного узора как разноцветные камни в перегородчатой эмали.

Работа по возрождению традиций народной вышивки в Тамбовской области только начата, но и то немногое, что сделано, свидетельствует об очень больших возможностях дальнейшего ее развития и украшения ею современного интерьера и костюма.

 

 

Текст сосканирован 14 мая 2000 г.

Электронная публикация: igor-tambov.narod.ru

Игорь-Тамбов.Народ.Ру / Библиотека /



Используются технологии uCoz